По итогам 2021 года погрузка зерна по сети ОАО «РЖД» (без учета контейнерных отправок) составила 25,1 млн т, снизившись на 10,1% к уровню 2020-го, в том числе во внутрироссийском сообщении – 10,9 млн т (-2,6%), на экспорт – 14,2 млн т (-15,2%). Такая динамика прежде всего связана с сокращением валового сбора зерновых культур в сельхозсезоне 2021/2022 на фоне неблагоприятных погодных условий (засуха) и ввода с 2 июня экспортной пошлины. Об этом РЖД-Партнеру сообщили в компании ОАО «РЖД».
«Динамика перевозок зерна железнодорожным транспортом определяется влиянием значительного количества факторов, таких как валовой сбор зерна в стране, регуляторные факторы внешней среды (интервенционные закупки, субсидирование, экспортные квоты и пошлины), конъюнктура мирового рынка, емкость мощностей по перевалке зерна в портах, развитие элеваторов и конкуренция с альтернативными видами транспорта», поясняют в холдинге.
По прогнозу ОАО «РЖД» погрузка зерновых грузов в 2022 году составит 26 млн т, что на 3,5% выше уровня 2021-го. Наращивание объемов поставок будет связано с предполагаемым ростом валового сбора зерновых и зернобобовых культур в стране, а также высокого спроса на российскую зерновую продукцию на мировом рынке. «ОАО «РЖД» уделяется пристальное внимание перевозкам зерновых грузов. В целях обеспечения вывоза максимального объема зерновых с 2019 года разрешены перевозки в универсальных крупнотоннажных контейнерах с использованием контейнерного вкладыша, в крытых вагонах с использованием вагонного вкладыша и без него, а также в полувагонах, ИВ-термосах и вагонах-термосах с использованием вагонного вкладыша», отмечают в компании. Кроме того, прорабатывается вопрос предоставления в аренду инфраструктуры грузовых дворов, ведутся работы по оснащению грузовых терминалов специализированной погрузочно-разгрузочной техникой для работы с зерновыми грузами, внедрена технология формирования грузоотправителем суточного клиентского плана погрузки и прогноза предъявления груза на декаду.
В прошлом году реализован проект по отправке в Турцию первой партии продуктов перемола по сухопутному транспортному коридору Баку – Тбилиси – Карс со ст. Алейская (Алтайский край), что позволит аграриям вдвое сократить сроки доставки данной продукции и снизить затраты на транспортировку. Что касается перевозки зерна в контейнерах на сети, в прошлом году в контейнерах было перевезено 442 тыс. т зерна, что более чем в 2 раза выше уровня 2020-го и в 7,6 раза больше, чем в 2015 году. В том числе во внутрироссийском сообщении в контейнерах отправлено 0,1 млн т зерновых (+13,3%), на экспорт – 0,4 млн т (рост в 2,4 раза). «Рост контейнеризации поставок данных грузов также связан с ограничениями, связанными с распространением новой коронавирусной инфекции. В условиях введения временного запрета со стороны ряда провинций Китая с 1 декабря 2020-го на ввоз зерна и других продовольственных товаров в вагонах удалось значительно нарастить в этом направлении их контейнерные отправки», – отмечают в РЖД.
Источник: rzd-partner.ru