В России сертифицирован самолет MC-21, но эксплуатироваться он пока не может

В России сертифицирован самолет MC-21, но эксплуатироваться он пока не может

:: ОАК

Теги: Новости, Авиакомпании, Промышленность, Разработки, Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК), Корпорация Иркут, Ростех, Программа МС-21

Росавиация (Федеральное агентство воздушного транспорта) выдала корпорации "Иркут" сертификат типа на российский пассажирский среднемагистральный самолет нового поколения МС-21-300. Однако первая поставка ВС стартовому заказчику ожидается не раньше октября следующего, 2022 г. Работа по оптимизации конструкций и расширению условий эксплуатации самолета продолжится.

Документ подтверждает соответствие МС-21-300, оснащенного американскими двигателями Pratt & Whitney PW1431G и имеющего крыло, в котором используются импортные композиционные материалы, сертификационным требованиям, предъявляемым к гражданской авиационной технике. Одновременно Росавиация выдала корпорации "Иркут" (входит в состав ОАК госкорпорации «Ростех») сертификат разработчика авиационной техники в части самолета МС-21.

Сертификация самолета — действительно важнейшее событие для программы МС-21 и авиационной отрасли страны. "Документ подтверждает готовность самолета МС-21-310 к полномасштабному серийному производству", — сказал глава Ростеха Сергей Чемезов, отсылаясь к модификации самолета с российскими двигателями ПД-14. «Лайнер получился современный, красивый — без преувеличения, мирового уровня", — добавил он.

"Фактически благодаря МС-21 в российском авиастроении и смежных отраслях происходит технологическая революция. Разработаны и производятся новые материалы для изготовления крыла. Освоено проектирование, производство и тестирование агрегатов из композитов. Внедрены передовые технологии агрегатно-сборочного производства. Участников кооперации по МС-21 объединила информационная среда, обеспечивающая цифровое проектирование и производство", — подчеркнул гендиректор ОАК Юрий Слюсарь.

МС-21 — первый в мире узкофюзеляжный самолет, на который устанавливается композитное крыло. Доля композитов в его конструкции достигает почти 40%. Именно создание и освоение производства отечественных композитов стало основной причиной задержки программы MC-21 на данном этапе.

Необходимость создания собственных композиционных материалов возникла в РФ в конце 2018 г., когда американские и японские поставщики сырья для производства композитов прекратили поставки «АэроКомпозиту» и ОНПП «Технология», после того как последние были внесены в санкционный список Министерства торговли США за поддержку оборонного производства.

С 2021 г. при производстве крыла МС-21 используются только российские материалы. В декабре самолет с таким крылом впервые поднялся в небо.

Теперь, для того чтобы начать передачу самолета для коммерческой эксплуатации в авиакомпании, необходимо получение дополнительного одобрения — главного изменения к сертификату типа — на новое крыло, изготовленное из российских композитов. «Получение изменений в сертификат типа в части композитного крыла из российских материалов планируем на вторую половину 2022 г.», — заявил на днях министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров.

Представитель стартового заказчика, авиакомпании «Россия» (входит в группу «Аэрофлот»), сообщил, что согласно новому графику в 2022 г. планируется получить первый MC-21-300 — в сентябре.

"В 2022 г. мы сосредоточим усилия на расширении сертификата типа на самолет МС-21-300. В первую очередь завершим работы по сертификации воздушного судна с крылом из российских композиционных материалов. Также проведем испытания лайнера в условиях высокогорья, сильного бокового ветра, низких и высоких температур. Это позволит авиакомпании "Россия" эксплуатировать МС-21-300 в любых географических зонах", — заверил Андрей Богинский, гендиректор "Иркута".

Запуск программы первого среднемагистрального самолета, разработанного с чистого листа в современной России, анонсировали в 2007 г.; изначально ввод в эксплуатацию был запланирован на 2016 г. Рамочное соглашение по лизингу 50 МС-21 было заключено между авиакомпанией «Аэрофлот» и госкорпорацией «Ростех» в 2011 г., с поставкой в период с 2017 по 2022 г. Твердый контракт флагманского перевозчика был подписан в феврале 2018 г. (по нему предполагалось, что передача самолетов начнется в I квартале 2020 г.). За время задержки программы МС-21 в группе «Аэрофлот» была принята новая стратегия развития; в результате организуется переуступка прав по договорам аренды MC-21 «России».

МС-21-300 имеет типовую вместимость от 163 до 211 пасс. и ориентирован на наиболее востребованный сегмент рынка пассажирских перевозок, на котором безраздельно господствуют Airbus и Boeing со своими семействами A320neo и B-737MAX соответственно. Кроме того, китайская COMAC проводит сертификационные испытания своего самолета C919. Российское и китайское ВС, создающиеся при активной государственной поддержке, со временем должны занять определенные доли на своих внутренних рынках.

"По существующему прогнозу в ближайшие 20 лет только в России потребуется более 800 новых лайнеров такой размерности. Доказав эффективность самолета на домашнем рынке, будем выходить и на международный", — подчеркнул гендиректор ОАК Юрий Слюсарь.

Параллельно проходит испытания версия MC-21-310 с российскими двигателями ПД-14. По графику этот самолет должен быть сертифицирован в РФ к концу 2022 г., а первые поставки запланированы на 2024 г.

"Выдача сертификата типа на новое ВС стала результатом работы, проведенной сплоченной командой Росавиации, Авиарегистра России и аккредитованных сертификационных центров. Это первый важнейший этап освоения новейшей отечественной авиационной техники. Росавиация готова продолжить работу по расширению условий эксплуатации самолета и оптимизации конструкций, в том числе ремоторизации на отечественный двигатель ПД-14", — отметил Александр Нерадько, руководитель Росавиации.

Источник: ato.ru