В этом году на дальнейший рост перевозок угля по сети будет влиять несколько факторов, в том числе проблемы с поставками нового оборудования для возобновляемых источников энергии, которые могут сохраниться и в 2022–2023 гг. Такой прогноз дали в Первой грузовой компании (ПАО «ПГК») в разговоре об итогах погрузки угля на сети.
Кроме того, в начале года наблюдается тренд роста цен на энергетический уголь в странах Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР). Основная причина – правительство Индонезии ввело запрет на экспорт угля в январе с возможной пролонгацией. Следствием этого может стать увеличение объемов отгрузок угля в АТР.
Рекордно высокие цены на газ в Европе, вызванные низкими запасами топлива в подземных хранилищах и погодной неопределенностью, поддержат цены на уголь в I половине 2022 года, отмечают в компании. В II полугодии эта тенденция также может сохраниться.
«Помимо этого, возможно значительное увеличение объемов отгрузки коксующегося угля в Индию. О реализации такой возможности говорится не первый год. Учитывая существующие инфраструктурные ограничения на сети, вероятнее всего, большая часть отгрузки в Индию будет осуществляться не из России, а из стран АТР, в первую очередь из Австралии», – комментируют в ПГК.
Дальнейший рост экспорта угля в значительной мере будет ограничен возможностями железнодорожной инфраструктуры и темпами работ по ее расширению.
Еще одним сдерживающим фактором может стать высокий уровень заболеваемости ковидом, который приведет к вводу новых локдаунов. В результате спрос на электроэнергию снизится, в первую очередь сократится выработка тепловых ТЭЦ.
Напомним, что в 2021 году уголь был одним из основных драйверов погрузки на сети. По итогам прошлого года погрузка выросла на 5,2% – до 371,7 млн т. Положительная динамика была обусловлена высоким спросом со стороны стран Европы и Азии, а также проблемами у ряда поставщиков из других стран. «Возросшая востребованность российского угля была связана с высокими темпами постковидного восстановления мировой экономики и возникшими ограничениями генерации электроэнергии от возобновляемых источников энергии (отказ от закупок у ряда поставщиков, более слабые ветра, дефицит и рост цен компонентов)», – отмечают в ПГК.
Высокий спрос на полувагоны среди угольщиков привел к локальному дефициту парка. Этому способствовало ограничение пропускной способности в восточном направлении, которое считается приоритетным для российского угля, а также ограничения по приему грузов со стороны Китая. В результате каменный уголь начали перевозить в контейнерах, в том числе в контейнерах типа Оpen Тop. Однако в II полугодии Китай отказался от использования Оpen Тop для российского угля из-за необходимости повышения загрузки инфраструктуры для перевалки полувагонов.
Источник: rzd-partner.ru