РЖД и стивидоры винят друг друга в сезонных проблемах

Общие потери перевозок на железнодорожной сети из-за проблем с выгрузкой в портах с начала года оцениваются в 1,5 млн т, сообщили «Коммерсанту» в ОАО «РЖД». Это примерно 1,5% от средней январской погрузки в последние три года. «Основными проблемами в работе портов являются сбои в работе перегрузочного оборудования в сложных погодных условиях, принятие грузовладельцами недостаточных профилактических мер против смерзаемости грузов, ограничения складских емкостей из-за периодических задержек подхода торгового флота», – говорят в монополии.

РЖД и стивидоры винят друг друга в сезонных проблемах

Хуже всего ситуация в портах Дальнего Востока, где при нормативе 8,5 тыс. вагонов в сутки выгрузка на 70% меньше – в среднем 5 тыс. вагонов.

«Аналогичные проблемы – на Октябрьской железной дороге, где при общей перерабатывающей способности 10 007 вагонов порты выгружают только 6524 вагона среднесуточно», – уточнили в ОАО «РЖД».

В монополии уже жаловались на работу портов в декабре – сначала по нефтепродуктам, потом и по угольным грузам. Но ситуация постепенно улучшается, сообщили «Ъ» в ОАО «РЖД», «ограничения в направлении портов снимаются, и задержанные поезда доставляются в пункты назначения». С начала месяца «подняли» 250 составов, добавляют в монополии.

Операторы терминалов, однако, говорят, что обрабатывают грузы своевременно.

Ситуация в портах вызвана медленной доставкой из-за загруженности железнодорожных путей по всем направлениям, пояснили в УГМК. «Срок доставки значительно увеличен, поэтому, разумеется, угольная продукция смерзается, что увеличивает сроки обработки вагонов, – говорят в компании. – В текущий момент среднесуточная выгрузка значительно превышает погрузку, порты стоят без вагонов. Например, парк «Новый» в Восточном порту – без вагонов четвертый день».

В Ассоциации морских торговых портов отмечают «ухудшение организации работы по доставке грузов железнодорожным транспортом в адрес морских портов и терминалов со стороны ОАО «РЖД».
Подвод поездов на припортовые станции осуществляется ниже установленных норм.
«Недостаточная пропускная способность железнодорожных подходов, неравномерность подвода поездных формирований сдерживают полноценную работу и развитие морских терминалов», – говорят там. «Доставляемые перевозчиком объемы экспортных грузов, как и вывозимых импортных, не позволяют задействовать перевалочные мощности портов в полном объеме», – заключают в ассоциации.

На заторы и недовоз груза в порты жалуется и Кузбасс. Как говорится в письме и. о. губернатора региона Вячеслава Телегина первому вице-премьеру Андрею Белоусову от 19 января, при плане на январь в 5,5 млн т фактически за 17 дней января погружено 2,19 млн т, или 39,9% от плана.

В декабре, говорится в документе, на полигоне Западно-Сибирской железной дороги (ЗСЖД) было отставлено от движения 146 грузовых поездов, в том числе 61 угольный маршрут на экспорт в восточном направлении, на Красноярской железной дороге (КрасЖД) – 81 и 37 соответственно. Количество брошенных угольных маршрутов по сравнению с сентябрем, говорится в письме, выросло на ЗСЖД в 9 раз, на КрасЖД – более чем в 2 раза, «что фактически привело почти к 100%-ной занятости железнодорожной инфраструктуры как в границах ЗСЖД, так и в границах железных дорог, расположенных на Восточном полигоне, что в конечном итоге не позволит выполнить план перевозок января».

Срыв планов перевозки в январе на 1,5 млн т влечет невыполнение поручений президента РФ о наращивании вывоза угля из Кузбасса, предупреждает г-н Телегин и просит г-на Белоусова увеличить квоту вывоза угля на восток из Кузбасса на 2022 год на объем, не вывезенный в январе.

По данным источника «Ъ» среди операторов, количество брошенных полувагонов на сети 1–18 января составляло 21,4 тыс., цистерн – 10,1 тыс. Это в 2–3 раза больше, чем в тот же период годом ранее (7,6 тыс. и 5,1 тыс. ед. соответственно).

Всего на сети простаивает 31,5 тыс. груженых полувагонов и цистерн, принадлежащих преимущественно крупным грузоотправителям и операторам угольного и нефтяного секторов. А источник среди стивидоров говорит о том, что прибытие вагонов в порты Азово-Черноморского бассейна и Северо-Запада в IV квартале в среднем держалось на уровне 70% от их перерабатывающей способности.

Источник: rzd-partner.ru