Пекин в декабре из-за мер по борьбе с COVID закрывал два погранперехода для приема всех грузов из России, помимо контейнерных. Из-за этого ОАО «РЖД» за декабрь, по данным, предоставленным журналистам заместителем генерального директора ОАО «РЖД» – начальником Центра фирменного транспортного обслуживания Алексеем Шило, потеряло 2,5 млн т груза (не было погружено 36,5 тыс. вагонов из поданных и предварительно согласованных заявок). Основные потери пришлись на лес и уголь. В целом за весь прошлый год было потеряно на погранпереходах 4,5 млн т только угля, уточнил А. Шило.
С 19 января Китай отменил все конвенционные ограничения, которые действовали с конца прошлого года, и всего за неделю погрузка выросла на 16%.
Комментируя сложившуюся ситуацию, А. Шило отметил, что в товарообороте с Китаем идет упор на дальнейшую контейнеризацию, поскольку грузы в контейнерах наименее затрагиваются какими-либо запретами со стороны Пекина. В том числе в связи с этим за прошлый год объем продовольственных грузов, перевозимых в контейнерах, вырос в 3 раза, объем жидких и неопасных грузов – на 16%.
А. Шило также поделился планами по развитию перевозок угля в контейнерах. Всего за прошлый год по такой технологии в Китай было отправлено 728 тыс. т угля. На данный момент отгрузки в контейнерах Open Top приостановлены ввиду их отсутствия на российской стороне. «С китайской стороны был введен запрет на передачу в порожнем состоянии тары под погрузку контейнеров на территории РФ. При этом собственного производства контейнеров этого типа в России нет, только в прошлом году отечественные производители начали рассматривать перспективы таких проектов. Тем не менее мы ведем переговоры о возобновлении практики передачи контейнеров Open Top под погрузку угля и ожидаем возобновления отправок с февраля», – рассказал А. Шило.
В целом в ОАО «РЖД» ожидают роста отгрузок в китайском направлении. В 2021 году ОАО «РЖД» не достигло планового объема товарооборота (по железной дороге) с КНР в 100 млн т. Ожидается, что в 2022 году эта вершина будет покорена. Среди драйверов роста погрузки А. Шило выделил развитие безлюдных технологий обработки составов на погранпереходах, что снижает риски влияния коронавирусных ограничений на ввоз грузов, цифровизацию (по итогам 2021 г. в электронный вид перешло 85% документооборота ОАО «РЖД» по отправкам в Китай), а также расширение мощностей пунктов пропуска. «В 2021 году была завершена программа электрификации до Забайкальска, теперь мы можем подводить туда 40 пар поездов (сегодня в соответствии с межправсоглашением размеры движения по Забайкальску – 22 пары поездов). Закончили инвестиционный проект по развитию перегрузочных мощностей, увеличив их на 45% на российской территории. Кроме того, мы готовы к переводу на круглосуточный режим работы пункта пропуска Махалино, ждем решения со стороны коллег. В 2022 году надеемся, что появится новый пункт пропуска Нижнеленинское – Тунцзян, железнодорожная инфраструктура готова, договорные решения оформлены, ждем только решения государственных органов», – рассказал А. Шило.
Источник: rzd-partner.ru