Главные проблемы речного транспорта – это устаревание флота, износ береговой инфраструктуры, недостаточное дотирование пассажирских перевозок из регионального бюджета. Для того, чтобы решить эти вопросы необходимо участие региональных властей. В том числе нужно провести экспертную оценку сегодняшнего состояния речных пассажирских перевозок, определиться с формой отношений с операторами пассажирских перевозок, спланировать реальный бюджет поддержки отрасли, определить границы компетенций участников транспортного процесса. | ||||
Министерство Транспорта РФ провело заседание по вопросам дотаций пассажирских перевозок на водном транспорте. Подробности передает пресс-центр Ленского объединенного речного пароходства. В нем приняли участие руководители ПАО "ЛОРП", "Ленатурфлот", представители Министерства финансов РФ, Министерства экономики РФ, ассоциации портов и судовладельцев речного транспорта, руководители речных предприятий ХМАО, Красноярского, Хабаровского краев, Республики Саха (Якутия), Тюменской и Иркутской областей.
Примером положительного опыта работы региональных властей и речных перевозчиков являются ХМАО и Красноярский край, где благодаря большим дотациям (до 85%) процентов, речные перевозки осуществляются бесперебойно и без ущерба для транспортников. Безусловным лидером среди рассматриваемых регионов является ХМАО, где объемы субсидирования тарифов значительно выше остальных регионов и имеют два источника финансирования: региональный и федеральный. На совещании отмечено о том, что в регионе осуществляется программа по реновации и модернизации флота за счет субсидирования, благодаря чему, ХМАО ежегодно приобретается новый флот, двигатели и плавучие стоечные понтоны. В целом, объемы субсидирования речных пассажирских перевозок увеличились с 250 млн. рублей в 2010 году до 600 млн. рублей на сегодняшний день. Под полным контролем Правительства Красноярского края находится специализированная компания ОАО "Пассажирречтранс". В первые годы работы предприятия (2006—2009гг.) региональные бюджетные инвестиции превысили 500 миллионов рублей, большая часть направлена на строительство нового флота. На сегодняшний день объем субсидий составляет свыше 150 млн. рублей, уровень субсидирования – 68 % от экономически обоснованных затрат перевозчика. В Хабаровском крае, Иркутской области и Республике Саха (Якутия) ситуация несколько иная. В этих регионах осуществляется субсидирование только убытков перевозчика, возникающих при тарифном регулировании. К примеру, в Якутии субсидии выделяются фактически только на покрытие текущих затрат, без учета инвестиционных потребностей. Уровень субсидирования – 40 % без учета каких-либо ремонтных и модернизационных затрат. Такое же положение дел в Иркутской области и Хабаровском крае. Как результат, основные перевозчики — ООО "Ленатурфлот", ЗАО "Амурские пассажирские перевозки", ООО "Пассажирское райуправление" находятся в неблагоприятном финансовом состоянии. Ситуация осложнена еще тем, что ОАО "Осетровский речной порт" с 2014 года прекратил деятельность в части речных пассажирских перевозок. На сегодняшний день на балансе транспортных компаний находятся дебаркадеры и понтоны необходимые для посадки-высадки пассажиров. Содержание и уход за береговой инфраструктурой с каждым годом становится дороже: дебаркадеры нуждаются в капитальном ремонте, либо подлежат полной замене, так как существующие ныне условия для посадки-высадки пассажиров не соответствуют новым правилам безопасности РРР. Необходимо строительство до 35 дебаркадеров и проведение реконструкции и капитального ремонта портов Якутск и Тикси (Неелово). В городе Якутске из пять пассажирских причалов функционируют два, но и те находятся в аварийном состоянии. Сумма капитального ремонта причальной стенки в городе Якутске составляет от 200 млн. рублей. Транспортные компании не должны следить и нести затраты по уходу и ремонту дебаркадеров и понтонов. При этом, необходимо учитывать, что по пути следования водного транспорта, осуществляющего пассажирские перевозки, находится более 40 населенных пунктов, 90% из них не имеют транспортной доступности в летний период, кроме санавиации и речного транспорта. Для обеспечения населения транспортной доступностью необходим скоростной водный флот.
Кроме того, озвучено и о незамедлительной замене или полной модернизации судов. Из 20 единиц скоростного флота только 3 единицы не превысили нормативный срок эксплуатации. По маршруту Якутск-п. Тикси (Неелово) необходимо заменить единственный теплоход проекта 646 "Механик Кулибин" 1955 года постройки, осуществляющий перевозку пассажиров в районы Крайнего Севера. "Механик Кулибин" морально и физически устарел, альтернативы доставки пассажиров и груза в летний период кроме авиации у населения п. Тикси нет, а авиация не способна взять на себя нагрузку по вывозу и завозу пассажиров и груза в больших объемах. В итоге, представители министерств заверили, что будет разрабатываться механизм дотаций пассажирского скоростного флота из федерального бюджета для тех регионов, у которых сегодня уровень субсидирования остается низким. |
Источник: korabel.ru